Rambler's Top100
Северо-Запад
   ЧУСОВАЯ
    • описание маршрута
   фотогалерея
  дневник
   БИТЮГ
   описание маршрута
  фотогалерея
   новелла
   ДИВНОГОРЬЕ
  описание маршрута
   фотогалерея
   карта
100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке" Ю.Б. Воронова
Дневник путешествия р.Лух 16-19 августа 2001 года (И. Пономарев)

 

 

Северо-западная окраина Русской платформы как будто специально создана для водных путешествий. Обилие рек, озер и лесов, умеренно-теплый климат, близость крупнейших городов страны, густая дорожная сеть и невысокая населенность за пределами крупных городских агломераций создали этому региону, особенно Валдаю и Карелии, славу Мекки водного туризма.
Деятельность ледников наложила на этот регион европейской части страны особый отпечаток.
В результате последнего - Валдайского - оледенения в лощинах между протянувшимися с северо-востока на юго-запад Осташковской и Вышневолоцкой, Балтийской: и Белорусской моренными грядами образовалось множество озер, которые дают начало большинству крупных рек Балтийского, Беломорского, Каспийского и Черноморского бассейнов. Каменисто-глинистые моренные отложения северо-западного склона этих и локальных (Вепсовская, Бежаиицкая, Оршанско-Витебская и др.) гряд на юго-восточном склоне уступают место песчано-каменистым. Соответственно меняется и характер лесов и рек. К первым относится большинство рек Ильмень-Ладожского бассейна (Мета, Ловать, Волхов и их притоки), ко вторым - реки бассейнов верхней Волги и правобережья Западной Двины. Водоемы Карелии - это, no-существу, многочисленные короткие и многоводные потоки, несущие свои воды по лесистой поверхности гранитного массива Балтийского щита к Балтийскому и Белому морям и заполняющие на пути к ним многочисленные впадины ледникового происхождения. Здесь, как и на юго-восточных склонах Валдая, преобладают песок с камнем и сосновые леса.
Пожалуй, единственным недостатком этого региона для путешествующих под открытым небом является капризная, неустойчивая погода. Но в сухое, теплое лето никакой отдых на южных пляжах не сравнится с плаванием на байдарке в этих краях.

Бассейн верхней Волги


Волга (212 км).

Склижарово - Ельцы (40 км)-устье Тудовки(46 км) - Ржев (41 км) - Родня (63 км) - Старица (22 км). Июль - август, 6,5 балла.


Это, пожалуй, единственный участок Волги (за исключением верхневолжских озер и дельты), по которому имеет смысл совершить байдарочное путешествие.
Сплав начинается в Селижарове, куда можно приехать поездом или автобусом из Москвы, Твери и Осташкова. Ширина реки после впадения Се-лижаровки 60-80 м, долина узкая, берега высокие, течение (при открытом бейшлоте) быстрое, препятствий нет. На участке Б.Коша - Сытьково к воде подходят сосновые и смешанные леса, обрывистые берега часто сложены известняками, в русле валуны, перекаты, а ниже Ельцов - и несложные в прохождении пороги (Венские, на километровом участке падение уровня реки около Зм).
Ближе к Ржеву ширина Волги увеличивается до 80-100 м, течение замедляется, обрамленные сосновыми и березовыми рощами берега становятся ниже, появляются пляжи. От Ржева, расположенного на высоких волжских берегах, при открытом бейшлоте (в мае - июне и сентябре) существует судоходство до Твери (пристань ниже городского моста на правом берегу).
От Ржева до устья Держи берега Волги довольно высокие, но открытые (это единственный участок маршрута, на котором удобных мест для стоянки недостаточно). Затем вновь лесов на берегах становится больше, а у с.Родня начинается один из наиболее живописных участков верхней Волги - Старицкие ворота, или, иначе, "верхневолжские Жигули". Здесь крутые, высотой до 50 м известняковые берега покрыты лесом, ширина Волги 60-80 м, из-под склонов стекают родниковые ручьи.
Закончить путешествие целесообразно на правом берегу Волги у автодорожного моста в Старице, откуда до автостанции (автобусы на Тверь и Ржев) менее 1 км. Старица, бывшая царская резиденция Ивана Грозного во время Ливонской войны, живописно раскинувшаяся на высоких, холмистых берегах, богата достопримечательностями.
Можно прервать плавание и раньше, во Ржеве, где проходят поезда на Москву, Петербург, Ригу, Тверь (вокзал находится на правом берегу реки в 2 км от городского автодорожного моста).
Вообще говоря, Волга на описанном участке великовата для байдарочных путешествий, но быстрое течение реки в достаточной мере компенсирует это недостаток (весь маршрут при желании можно пройти за 4-5 дней).


Селижаровка - Волга - верхневолжские озера (11О км).

Осташков -исток Селижаровки (24 км) - Селижарово (28 км) - Скакулинский бей-шлот (14 км) - Пено (44 км). Май - июнь, 7,5 балла.


Это - популярный среди байдарочников озерно-речной маршрут в центре Валдайской возвышенности.
Путешествие начинается в Осташкове, связанном прямыми поездами с Москвой, Петербургом и Тверью. От железнодорожного вокзала (рядом с которым находится автовокзал) городским автобусом можно доехать до берега оз.Селигер (у пристани).
Забирая на юго-восток (от пристани вправо), путешественники пройдут под автодорожным и железнодорожным мостами и попадут на Селижа-ровский плес Селигера (путешествие по Селигеру представляет самостоятельный интерес, и здесь мы его не касаемся). Берега озера холмистые, покрыты смешанным лесом, ширина Селижаровского плеса около 1 км. У с.Ниж.Котицы из юго-западного конца плеса вытекает Селижаровка - быстрая, полноводная речка шириной 25-30 м. Берега реки высокие, лесистые, в русле камни, быстрины, перекаты, удобных мест для стоянок достаточно. Ниже по течению долина реки становится шире, появляются пляжи. Лучшее время на реке - пора цветения черемухи, во второй половине лета русло местами зарастает.
В Селижарове - железнодорожный и автодорожный мосты (вокзалы на левом берегу, менее чем в 1 км от воды), а за ними река впадает в Волгу. Волга выше устья Селижаровки - полноводная речка шириной 30-40 м с довольно сильным течением при открытом бейшлоте. Берега ее сухие, высокие, лесистые, удобные для стоянок; есть перекаты и валуны в русле. До бейшлота (обнос 50 м) против течения придется идти 14 км. У оз.Вол-го, разделенного Лоховской протокой на нижний (больший) и верхний плесы. - живописные, преимущественно лесистые берега, изрезанная береговая линия, заливы и острова. Байдарки можно разбирать- на левом по ходу берегу у железнодорожного моста, откуда до ст.Пено менее 1 км.


Тверца (155 км).

Осеченка - Выдропужск (39 км) - Торжок (46 км) -Медное (51 км) - гиг.Тверца (19 км). Май - август, 7,5 балла.


Тверца - живописная и легкодоступная, а потому и популярная у байдарочников река. Путешествие по ней лучше всего начать от пл.Осечешса, на которой останавливаются электропоезда Тверь - Бологое. Здесь до реки около 1 км, ширина Тверды 20-25 м, русло песчано-каменистое, берега сухие, высокие, поросшие преимущественно сосновым лесом, много удобных мест для стоянок. Встречаются перекаты и несложные пороги (в районе Выдропужска и перед Торжком), других препятствий нет. До устья Осути населенность берегов небольшая, далее она увеличивается. У Прутни в русле разрушенный шлюз, на берегу у кладбищенской церкви -могилы А.П. Керн и ее дочери.
Старинный Торжок живописно раскинулся на обоих берегах Тверды; здесь есть что посмотреть. За городом река расширяется до 50-70 м, долина узкая, течение быстрое, за неширокими полосами прибрежного луга -сосновые леса и рощи. После впадения Логовежи Тверца становится более спокойной, берега понижаются, леса вытесняются лугами. В Медном, где проходит шоссе Петербург - Москва, можно закончить плавание; чтобы не связываться с автобусом, можно спуститься до железнодорожного моста, где на левом берегу, в 0,5 км от воды платформа электропоездов. Плыть дальше не имеет смысла - река широкая, лесов практически нет, течение слабое, а вскоре на берегах появляются и пригороды Твери.
Другим вариантом начала водного путешествия может служить приток Тверды - р.Осута. В этом случае плавание можно начать вблизи ст.Щербово железной дороги Торжок - Соблаго (2,5 км до воды) или от автодорожного моста шоссе Торжок - Осташков у с.Б.Борок, до которого можно доехать автобусом из Торжка или Твери. Путь по Осуге до Тверды составит, соответственно, 67 или 75 км. Долина Осуги почти на всем протяжении одета лесом, преимущественно хвойным, ширина реки 15-20 м, на начальном участке часты каменистые перекаты и отдельные камни в русле, ниже по течению больше песчаных пляжей, есть разрушенные плотины. Начинать плавание в Кувшинове нецелесообразно - там река маловодна и загрязнена сточными водами целлюлозно-бумажного комбината.


Тьма (70 км).

Высокое -Стружня (31 км) - Волга (39 км). Май -июнь, 7,0 баллов.


Среднее и нижнее течение Тьмы, где проходит маршрут, принадлежит обширной верхновопжской низине, на песчаных почвах которой преобладают сосновые леса. Верховья реки (от Луковниково) доступны лишь в высокую воду; здесь на ней расположены села Малинники и Берново, связанные с именами Пушкина и Левитана. В межень плыть по Тьме можно от Высокого, которое находится в 3 км от одноименной железнодорожной станции линии Петербург Торжок - Ржев. В начале пути берега реки невысокие, преимущественно луговые, ширина 15-20 м, русло суглинистое, местами каменистое, с валунами и водорослями. После впадения Рачайны Тьма становится полноводнее, берега поднимаются и одеваются лесами. Особенно красива река на участке Тутань - Новинки. Далее, с приближением к Волге, берега понижаются, леса вытесняются лугами, течение ослабевает. Придерживаясь правого берега Тьмы, нужно войти в Волгу и подняться вверх по течению около 2 км до пристани Кокошки, связанной пригородным пассажирским сообщением с Тверью, откуда, при необходимости, легко доехать трамваем до железнодорожного и автодорожного вокзалов. В другом варианте можно доплыть до Твери (16 км) по довольно широкой (150-200 м) судоходной Волге. Трамвайная остановка на правом берегу у первого автодорожного моста.

Волчина (122 км).

Овсище (41 км) - Гарусово (47км) -устье Тифи-ны (23км) - Максатиха (11 км). Май, 7,5 балла.


Это популярный у москвичей и петербуржцев валдайский маршрут, состоящий из преимущественно озерного (до выхода из озЛерхово) и речного (до Мологи) участков. Путешествие начинается на ст.Гриблянка железной дороги Бологое - Сонково (50 км восточнее Бологого).
У станции речка больше похожа на крупный ручей, и начинать плыть по ней можно лишь ниже д.Копачево (2 км от станции), вблизи ее впадения в оз.Маги. Цепочка озер Маги - Пальцевское - Ивановское - Волчино, через которые протекает Волчина, протянулась с С-С-3 на Ю-Ю-В. Здесь, на высоких берегах, покрытых сосновыми и смешанными лесами, много удобных мест для стоянок; есть песчаные пляжи. У озер Ивановское и Волчино, называемых Голубыми, расположились дома и базы отдыха вышневолоцких и тверских предприятий.
Выход из оз.Маги следует искать в его юго-восточном конце, из оз.Пальцевского - в южном, через сужение между Голубыми озерами переброшен мост, а к выходу из оз.Волчино следует плыть восточным берегом в направлении на юг. На 6-километровом участке до живописного, с изрезанной береговой линией и островами, оз.Рогозно река имеет ширину 10-15 м и течет в невысоких берегах, среди заболоченных смешанных лесов, течение слабое, препятствий, кроме коряг и упавших деревьев, нет. Такой характер река и ее берега сохраняют и на 15-км участке Волчины между озерами Рогозно и Перхово. Последнее также довольно живописно, но лесов на его берегах меньше. Исток реки из Перховского озера - в его южном конце, здесь к правому берегу реки подходит шоссе В.Волочек - Бежецк, которое сопровождает Волчину вплоть до ее впадения в Мологу у Максатихи. На этом участке река, ширина которой достигает 30-40 м, o петляет в широкой луговой долине, иногда подходя к опушке соснового леса; правый берег выше и более заселен. У с.Покров и ниже впадения Тифины - разрушенные плотины, требующие, в зависимости от ситуации, проводки или обноса.
Чем ниже по течению, тем больше песчаных пляжей и суше берега, на которые выходят живописные сосновые боры. Путешествие можно закончить на правом берегу, в 1,5 км от железнодорожной станции Максатиха, либо, если позволяет время, плыть дальше по Мологе (см. описание соответствующего маршрута).
Лучшее время путешествий по .Волчине - пора цветения черемухи; во второй половине лета река зарастает водорослями.


Медведица Волжская (105 км).

Городок - устье Ивицы (34 км) -устье Дрезны (42 км) - Верхняя Троица (29 км). Май - июнь, 7,0 баллов.


Медведица, текущая в широкой песчаной долине, склоны которой покрыты смешанными и сосновыми лесами, пользуется вниманием московских и тверских байдарочников. Подъехать к ней можно автобусом Тверь -1 Рамешки от автовокзала, находящегося вблизи (300 м) тверского железно- дорожного вокзала.. Плавание обычно начинают у с.Городок, где шоссе пересекает реку.
В начале маршрута ширина Медведицы 10-12 м, берега преимущественно открытые, нередки песчаные мели и мелководные каменистые перекаты. После впадения Кушалки лесов на берегах становится больше. У Медведихи и Дрезны - плотины, в районе Быково берега высокие, открытые. Перед Верхней Троицей они понижаются, ширина реки увеличивается до 40-50 м, течение медленное, в русле.водоросли.
Можно, обнеся плотину у В.Троицы, продолжить путешествие до Волги и Далее до Калязина или Скнятина, стоящих на железнодорожной дороге, однако это удлинит путь вдвое. В низовьях ширина реки превышает 100 м, течение почти незаметное; доступная для моторных лодок, на этом участке Медведица популярна у московских и волжских рыбаков. Поэтому лучше завершить плавание у моста через Медведицу в В.Троице; с автобусной остановки на правом берегу близ моста можно вернуться на тверской автовокзал.
Во второй половине лета по Медведице лучше не плавать: река сильно мелеет и зарастает водорослями.


Молога (340 км).

Бежецк - Еськи (28 км) - Максатиха (48 км) -Спас-Забережье (50 км) - Верх.Пороги (38 км) - устье Сарогожи (33 км) - Пестово (42 км) - Усть-Кирвовское (28 км) - Устюжна (52 км) -Леонтьева (21 км). Июль - август, 7,5 балла.


Протекающая в малонаселенных лесных краях Тверской, Новгородской и Вологодской областей Молога очень популярна среди туристов-водников и доступна для байдарок на протяжении более 400 км. Здесь описывается маршрут по ее среднему и нижнему течению - от Бежецка, стоящего на железной дороге Бологое - Сонково, до Леонтьева, расположенного на шоссе Петербург - Вологда. Долина Мологи, как правило, широкая, с невысокими лесистыми или луговыми берегами, русло песчаное или супесча-тое (в начале маршрута глинистое), есть каменистые перекаты и несложные пороги, которые находятся, в основном, посередине участка между Максатихой и Пестовом.
Путешествие можно начать от Бежецка, связанного беспересадочным железнодорожным сообщением с Москвой и Петербургом. Неподалеку от вокзала (около 1 км) по городу протекает речка Остречина - приток Мологи; у городского моста можно собрать байдарку и отправиться в путь (другой вариант начала плавания - в 3 км ниже, от железнодорожного моста через Мологу, куда можно Подъехать городским автобусом).
Молога в районе Бежецка - спокойная река шириной 30-40 м, текущая в низких луговых берегах. Через 9-10 км пути она впадает в большое(длиной более 15 км) мелководное, зарастающее тростником и окруженное низкими, заболоченными безлесными берегами озеро Верестово. Во второй половине лета в средней части озера и у истока Мологи тростник может стать помехой движению байдарки и затруднять ориентацию. Выход из озера в Мологу - в его северной оконечности; подходить, к истоку лучше правым берегом, следя за появляющимся течением по наклону водорослей.
Удобные места для ночлега появляются только у с.Еськи и устья Осени. На участке до Ривицы преобладают луговые берега и чернолесье, видны следы лесобирж, с которых в прошлом сплавлялся лес; пляжей и удобных мест для стоянок почти нет.
У Максатихи на берегах появляются сосновые леса, река принимает слева одну за другой Ривицу и Волчину и расширяется до 50-60 м (Волчина может служить началом путешествия по Мологе).
На участке Телятники - Спас-Забережье в русле появляются каменистые перекаты и валуны: здесь река прорывается через моренную гряду. Еще два порожистых участка встретятся путешественникам у Гузеёва и между Верхними Порогами и Борисовским; для опытных байдарочников преодоление их не представляет трудностей. На всем пути от Максатихи до Пестова берега лесисты и малонаселенны, много пляжей, и выбор места для стоянок не создает проблем.
У Пестова, стоящего на железной дороге Петербург - Сонково - Москва, можно закончить путешествие, поскольку здесь река становится более спокойной и полноводной, а ширина ее увеличивается до 80-100 м. Путешественники, которых это не смущает, при соответствующем запасе времени могут продолжить плавание до старинной Устюжны, связанной автобусным сообщением с Пестовом и Череповцом, либо до Леонтьева, стоящего у шоссе Петербург - Череповец.
Чем ниже по течению от Пестова, тем больше пляжей на реке и сосновых лесов по берегам. Приняв популярные у байдарочников ДСобожу и Чагодощу(см. соответствующие описания), Молога замедляет течение и расширяется до 150-200 м. Ниже впадения Чагодощи, где расположены поселки Желябово и Леонтьеве, плыть не имеет смысла: начинает ощущаться подпор Рыбинского водохранилища, а река становится доступной для судоходства, да и выезд усложняется.
Если запастись обратными билетами из Череповца, то единственную трудность может представить выезд из Устюжны, где многие байдарочники заканчивают плавание.


Кобожа - Молога (130 км).

Ст.Кобожа - Трухино (37 км)- Черен-ское (35 км) - Молога (48 км) - Устюжна (10 км). Июль - август, 8,0 баллов.


От станции Кобожа железной дороги Москва - Петербург (через Сонково) до берега реки около 1 км вдоль путей (в северо-западном направле-нии). Ширина реки здесь 12-15 м, вода торфянистого оттенка, левый берег лесистый. Вскоре после начала плавания, приняв слева крупный приток Левочь, Кобожа начинает петлять по широкой луговой долине и подходит к плотине бездействующей ГЭС (обнос слева). Далее река входит в леса, преимущественно сосновые, - здесь на протяжении нескольких десятков километров наиболее живописный участок Кобожи. Препятствий практически нет, за исключением нескольких каменистых перекатов (мост у пос. Горны, каменистая гряда за мостом у с.Избоищи). Ниже Черенского лесов становится меньше, но довольно много пляжей; выбор места для стоянки не составляет труда.
Напротив устья Кобожи на Мологе остров. Молога здесь - спокойная равнинная река шириной 80-100 м; правый берег выше и богаче лесом. Плавание заканчивается в Устюжне, живописно расположившейся на высоком песчаном берегу Мологи (см. описание Мологи).


Песь (130км), Лидь - Чагода (35 км).

Анциферова - Хвойная (47 км) - Минцы (20 км) - Приворот (30 км) - Сазонова (20 км) -ст.Чагода (13 км); Тургошь - Чагода (27 км) - ст.Чагода (8 км). Май (Анциферова - Хвойная), июль - август, 8,0 баллов.


Весной плавание по живописной Песи можно начинать от ст.Анциферо-во железной дороги Москва - Сонково - Петербург. Вблизи станции к северу от нее протекает Песь, к югу - ее приток, почти не уступающий Песи по полноводности. Вначале русло Песи каменисто, много валунов и перекатов, ширина 10-12 м, на первых 5-7 км не обойтись без проводок, на берегах - заросли ольхи и смешанные леса. Перед озером Ракитино река успокаивается и становится достаточно глубокой. Озеро окружено сосновыми лесами; к истоку реки нужно идти левым берегом.
Выйдя из озера, Песь продолжает свой бег по каменистому руслу в узкой лесистой долине; здесь валуны, перекаты и упавшие деревья требуют внимания рулевого.
После станции Песь каменистый участок реки кончается и берега понижаются, а река начинает сильно петлять в широкой луговой долине около сосновых и березовых рощ, намывая песчаные пляжи на поворотах. За мостом у ст.Хвойная Песь вновь уходит в сосновые леса. Здесь много удобных мест для стоянок.
В районе автодорожного моста у с.Минцы река захламлена. Ниже моста - разрушенная плотина и каменистая шивера; несколькими километрами ниже на реке еще одна запруда. Перед мостом железной дороги Кобожа - Подборовье.на протяжении нескольких километров река преодолевает еще одну каменистую гряду, образуя несложные пороги и перекаты. Берега почти повсеместно высокие, лесистые. У станций Горны (правый берег) и Приворот (левый берег) этой железной дороги в случае необходимости можно прервать путешествие.
Вскоре после железнодорожного моста долина реки расширяется, лугов и пляжей становится больше, склоны долины одеты сосновыми лесами, которые подходят к воде. Ширина реки увеличивается до 35-40 м. Такой характер река сохраняет до ст.Чагода, где река Чагода, приняв Песь, становится Чагодощей.
Станция Сазонове расположена на левом берегу в 2 км от реки; несколько ближе к реке на том же берегу станция Чагода. Здесь путешествие по Песи заканчивается. На линии Кобожа - Подборовье ходят местные поезда с вагонами до Петербурга.
Оказавшись в этих живописных местах, трудно удержаться от соблазна проплыть и по Лиди. Здесь легкодоступен нижний участок ее течения от станции Тургошь, хотя плавание по ней можно начинать значительно выше, от Заборья, и даже, в высокую воду, от Святозера.
От ст.Чагода полчаса езды местным поездом до ст.Тургошь, расположенной на правом берегу Лиди в полукилометре от воды. Здесь же, на излучине реки, сосновый лесок, где удобно, приехав вечерним поездом, остановиться на ночлег.
Лидь у Тургоши имеет ширину 15-20 м и течет в высоких песчаных берегах, покрытых смешанным лесом с преобладанием сосны; на ней много пляжей и удобных мест для стоянок. В низовьях Лидь ускоряет свой бег и, преодолев несколько каменистых перекатов, впадает в Чагоду.
Ширина Чагоды на участке между устьями Лиди и Песи 40-50 м, берега (особенно левый) высокие, лесистые,~спокойные плесы разделены каменистыми перекатами. Вскоре на левом берегу показываются строения поселка, а затем и знакомый железнодорожный мост перед устьем Песи. Плыть дальше, до Мологи, вряд ли стоит, поскольку ширина Чагодощи здесь и ниже близка к 100 м.


Ножема - Суда (200 км).

Пяжелка - Киино (22 км) - Борисово-Суд-ское (34 км) - Александровская (53 км) - устье Колпи (61 км) - Кадуй (30 км). Май- август, 7,5 балла.


Плыть по Ножеме можно от Пяжелки, куда ходят автобусы со ст.Баба-ево железной дороги Петербург - Вологда. У моста через Ножему перед Пяжелкой река течет в луговой долине; русло и берега засорены остатками лесосплава и лесопереработки. До слияния Ножемы с Колошмой в Киино один за другим следуют перекаты и пороги* которые, видимо, интересны в половодье; в межень этот участок можно пройти лишь на "Ласточках". Далее воды достаточно для плавания на протяжении всего лета.
От Киино до Борисова-Судского река течет в высоких, лесистых берегах, время от времени ускоряя свой бег на каменистых перекатах. У Борисова-Судского ширина реки увеличивается до 50-60 м; за селом довольно долго Суда течет в высоких луговых берегах. На этом участке (8 км ниже Борисова-Судского) Бабий порог 200-метровой протяженности с обили-ем крупных камней в русле. В районе моста у поселка лесорубов на левом берегу ниже Александровской - Большой порог, представляющий собой крутую шиверу длиной около 1 км, а еще ниже - Курганский порог с поворотом струи и косыми валами у правобережной ряжевой стенки. Берега реки здесь преимущественно песчаные, высокие, есть пляжи и удобные места для стоянок.
После впадения Колпи течение Суды ослабевает; ширина реки увеличивается до 80-100 м. Долина становится плоской, на берегах луга перемежаются лиственными рощами. У плотины вблизи Кадуя целесообразно закончить путешествие: дальше река теряет привлекательность и вскоре превращается в сплавной рейд. От плотины до станции Кадуй - около 4 км - можно подъехать попутным автотранспортом.вверх

Волжско-Окское междуречье и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша, Нерль Волжская, Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма, Воря, Нерль Клязьминская, Киржач, Поля, Теза, Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша, Упа, Жиздра, Рессета, Серена, Угра, Протва, Москва, Истра, Пра.


Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить, Ухра, Нея, Мера, Межа, Кержец, Ветлуга, Уста, Пижма, Кокшага, Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга, Волошка, Кубена.


Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга, Селижановка, Тверца, Тьма, Медведица Волжская, Волчина, Молога, Кобожа, Песь, Чагода, Ножема, Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья, Шлина, Цна Валдайская, Пчевжа, Полометь, Пола, Мста, Березайка, Валдайка, Шегринка, Мда, Холова, Шелонь, Ловать, Еменка, Кунья, Шокша, Капша, Паша.
Карелия: Карельский перешеек, Энгоозеро-Воньга, Кереть-Кузема, Охта.

Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная Двина, Велеса, Торопа, Жижица, Эсса, Ула, Лепельские озера-Туровлянка, Упда, Дрисса, Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж, Луга, Плюсса, Великая, Синяя, Исса, Гауя, Абава, Вента, Вилия, Мяркис, Шальчя, Ула, Щара, Неман.

Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна, Снопоть, Болва, Нерусса, Свала, Сейм, Бобр, Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай, Сула, Псел, Ворскла, Самара.
Правоборежная Украина: Случь, Тетерев, Ингулец, южный Буг, Днестр, Збруч, Серет.

Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура, Барыш, Терешка, Сызранка, Пьяна, Теша, Сережа, Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол, Быстрая Сосна-Дон, Усмань-Воронеж, Битюг, Ворона, Хопер, Медведица Донская, Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан, Б.Кинель, Самара, Дема, Урал, Волго-Ахтубинская пойма, дельта Волги.

Урал.
Западный склон:
Белая, Сим, Уфа, Ай, Юрюзань, Чусовая, Койва, Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть, Пышма, Реж, Ница, Собь, Обь.

Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек, Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори, Кура.

    
Яндекс цитирования
  Rambler's Top100  www.guestbook.ru - лучший сервер гостевых книг

 

Hosted by uCoz