Случь (135 км).
Мирополь - Барановка (32 км) - Гульск (45 км)
-Новоград-Волынский (13 км) - Городница (45 км). Середина
апреля -май, категория сложности II, 7,5 балла.
Случь - живописный правобережный приток Припяти - протекает
по Волыни и Полесью. Здесь рекомендуется практически не затронутый
алия нием Чернобыля волынский участок реки, где Случь течет
среди сосновых лесов, прорываясь через выходы кристаллических
пород Украинского щита.
Путешествие начинается на ст. Мирополь железной дороги Казагин
- Шепетовка, где останавливаются, в частности, киевские и
московские поез да. От станции до берега реки у железнодорожного
моста около 2 км. Здес Случь подперта плотиной (у пос. Мирополь),
которую придется обнести Ширина реки за плотиной 20-25 м,
в русле валуны и каменистые перекаты Долина реки пологая,
у воды - заросли ольхи, ивы и черемухи, далее луга за ними
- сосновые леса, иногда они подходят к воде; именно здесь
- удоб ные места для стоянок. После впадения Хоморы берега
становятся выше, лесов на них - меньше. На правом берегу через
регулярные интервалы стоя заброшенные железобетонные доты
- наследие довоенной советско-польс кой границы. У Гульска
берега открытые, высокие; здесь же каменно-на бросная полуразрушенная
плотина, которую придется обнести.
С приближением к Новоград-Волынскому течение замедляется,
к левом берегу подходят сосновые рощи. На южной окраине города
- плотина (обно около 100 м). Новоград-Волынский исключительно
живописно расположил'' ся на высоких, скалистых берегах Случи;
в черте города и на протяжении примерно 10 км ниже него река
пропиливает выходы гранита и образуе многочисленные пороги
и шиверы. При отсутствии интереса к ним можн от городского
моста уехать автобусом на вокзал, где останавливаются поез
да на Киев и Москву (тем более, что ниже по течению таких
благоприятных условий для отъезда не будет долго). Остальных
ожидают трудности у желез нодорожного моста (шивера длиной
~ 700 с м проводкой или обносом^ у с. Алексадровка (непроходимый
порог), в с.Чижовка (водослив) и ниж пос. Курчица (шивера
у разрушенной мельничной плотины).
Из Городницы, где путешествие заканчивается, можно уехать
автобу сом в Новоград-Волынский, а местным поездом - на желеэнодорожнуя
линию Ковель - Киев. Вскоре после Городницы Случь выходит
на Припяти кую низину, берега ее луговые, препятствий практически
нет, река расши ряется до 60-80 м и приобретает равнинный
характер. До Соснового, гд река еще интересна, - 30 км, а
до Сари, откуда можно уехать поездом, еще 100 км.
Тетерев (125 км) .
Житомир - Коростышев (48 км) - Радомышль (32
KM)J ст. Тетерев (45 км). Середина апреля - август, 7,5 балла.
Тетерев в пределах Волыни - одна из наиболее интересных рек
правоб режной Украины; здесь ее ширина 25-30 м. На участке
от Житомира до Р! домышля Тетерев течет в высоких, местами
скалистых берегах, пороси сосновыми и смешанными лесами. На
этом участке есть шиверы и перекат! несколько полуразрушенных
набросных (в Левкове, Харитоновке, у Лени!
Случъ и за Радомышлем) и действующих железобетонных (в Житомире
и Корос-тышеве) плотин. Житомирские плотины можно миновать,
подъехав от вокзала к реке ниже их, в район Станишевки на
юго-восточной окраине города (сам город - наследник православной,
католической и иудейской культур - также очень интересен).
Живописны скалистые, поросшие соснами берега реки в Коростышеве.
Здесь, кроме плотины, реку пересекает шоссе Житомир - Киев.
Далее на реке препятствий становится меньше, а за Радомышлем
Тетерев выходит на равнину. Леса отходят от воды на 1,5-2
км, и река петляет в плоской луговой пойме, среди кустов ивняка,
намывая пляжи на поворотах. Плавание заканчивается у железнодорожного
моста на правом берегу реки; здесь до ст. Тетерев, где останавливаются
дальние поезда и электрички на Киев, около 1 км.
Ингулец - Днепр (225 км).
Новодмитровка -Давыдов Брод (38 км) -Калининское
(40 км) - Снегиревка (25 км) - Александровы (60 км) -Днепр
(38 км) - Херсон (24 км). Апрель - май, сентябрь, 7,0 баллов.
Ингулец - привлекательная река степного Причерноморья, особенно
весной и осенью, когда в более северных районах на тепло рассчитывать
трудно. Верховья Ингульца маловодны и загрязнены промышленностью
Кривого Рога, так что путешествие по нему целесообразно начинать
от ст. Новодмитровка, для чего едущим с севера путешественникам
следует сделать в Апос-толове пересадку на местный поезд.
От станции до речки (у моста или у села) около 1,5 км. ширина
Ингульца (на незарегулированных участках) 25-30м.
Первые несколько десятков километров река течет в неширокой
долине с холмистыми, каменистыми берегами, на которых лиственные
ройщ перемежаются садами, бахчами и виноградниками. До Снегиревки
придется преодолеть несколько каменно-набросных плотин (некоторые
из них проходимы). У села Давыдов Брод и на мелководных участках
у некоторых других сел в русле металлические стержни от заколов.
От Калининского река начинает сильнее петлять, преобладающими
становятся широкие (до ~ 100 м), спокойные плесы. До Снегиревки
удобных для стоянки мест достаточно, далее берега понижаются,
а прибрежные рощи встречаются все реже: Для долины реки типичны
крупные, утопающие в садах села на расстоянии 4-5 км одно
от другого. В районе сел на реке обычно довольно много домашних
гусей.
Низовья Ингульца и дельта Днепра около Херсона представляют
особый интерес для любителей рыбной ловли; эти края можно
сравнить с Волго-Ахтубинской поймой. Путешествие заканчивается
в Херсоне - крупном портовом городе, богатом историческими
достопримечательностями.
Южный Буг (475 км).
Винница - Тывров (51 км) - Печеры (50 км) -Ладыжин
(85 км) - Гайворон (85 км) - мост ш. Одесса - Киев (53 км)
- Первомайск (67 км) - Вознесенск (84 км). Апрель - май, сентябрь,
категория сложности II - Ш, 7,5 балла.
Южный Буг является одной из наиболее интересных и сложных
рек Юга и, подробно описанный в туристской литературе, не
нуждается ни в рекламе, ни в аналогичных повторных описаниях.
Ю. Буг пригоден для путешествий на байдарках от Меджибожа
(200 км выше Винницы), однако заезд в Меджи-бож не так прост,
а на участке до Винницы по-настоящему интересен лишь 45-километровый
участок от Летичева до Хмельника. Поэтому здесь рекомендуется
участок длиной почти в 500 км от Винницы до причерноморских
степей, который можно проходить по частям.
Река течет в зоне лесостепей и степей и, пролагая себе путь
через Украинский кристаллический щит, образует многочисленные
пороги. На Южном Буге около десятка современных малых ГЭС
также около двух десятков старых каменно- набросных (обычно
разрушенных) мельничных плотин. Долина реки довольно плотно
заселена, берега, в основном, высокие, открытые, нередко -
скалистые; чем дальше к югу, тем реже встречаются прибрежные
рощи. У реки есть гранитные карьеры, в районе Винницы и Вознесенска
- местное судоходство. Довольно большие зарегулированные участки
реки у Винницы, Ладыжина, Гайворона. Особенно интересны и
живописны берега от Тыврова до Печер (бывшее имение графа
Потоцкого), от Гайворона до Завалья.в районе Первомайска-отВел.
Мечет-ни до Семеновки (в особенности Мигая), в районе Константиновки.
У Александровки река выходит на Причерноморскую равнину, ее
течение становится медленным, низкие берега окаймлены тростником.
К реке в нескольких местах подходят или пересекают ее железные
и шоссейные дороги (у Гнивани, Печер, Брацлава, Ладыжина,
Гайворона, Ду-бинова, Первомайска, Александровки и Вознесенска),
так что легко спланировать путешествие в зависимости от вкусов
и возможностей.
Путешествие по Южному Бугу можно рекомендовать физически сильным
и опытным туристам, в особенности тем из них, кто в поисках
солнечного тепла пытается опередить весну или догнать лето
осенью.
Днестр (275 км).
Николаев - Журавно (50 км) - Галич (40 км) -
Нижнее (46 км) - Раковец (63 км) - Устечко (49 км) - Залещики
(27 км). Август - сентябрь, 8,0 баллов.
Днестр стоит особняком среди рек обширной Восточно-Европейской
платформы от Карпат до Уральского хребта. Пролагая себе путь
к Черному морю между восточным склоном Карпат и Подольской
возвышенностью, Днестр на протяжении почти 1000 км течет в
живописной каньонообразной долине со скалистыми берегами,
поросшими широколиственными лесами южного типа (дуб, граб,
вяз, кизил). Долина реки довольно плотно заселена, а прибрежные
села утопают в садах (яблоня, груша, слива, черешня, грецкий
орех). На берегах реки и в окрестных селах встречаются памятники
культуры различных населявших долину Днестра народов (церкви,
костелы, монастыри, развалины замков и крепостей). В долине
реки (с. Кривче) и в прибрежных утесах немало пещер; некоторые
из них служили для жилья и отправления службы монахам скальных
монастырей.
Густая сеть путей сообщения около Днестра позволяет спланировать
путешествие любой продолжительности. Плотин и других искусственных
препятствий, как и порогов, на рекомендуемом участке Днестра
нет. Внимания рулевого требуют лишь каменистые перекаты, на
которых легко пропороть байдарку, и фарватер от Луки до Залещиков,
где возможно движение судов.
Выше Журавно река неинтересна (за исключением самого верховья)
- здесь она течет по плоскогорью в невысоких, поросших ивняком
глинистых берегах, иногда образуя острова; вода мутная, часты
мели. Тем не менее, обычно путешествие по Днестру начинают
от Николаева- Днестровско-го, стоящего на железной дороге
в 1,5 ч езды от Львова. От вокзала до реки около 1,5 км, ширина
Днестра здесь 25-30 м, течение медленное, встречаются мелководные
перекаты. После впадения Стрыя ширина Днестра увеличивается
до 35-40 м (Жидачев на Стрые также может служить местом начала
путешествия).
В районе Журавно повышается сначала левый, а затем и правый
берег реки, русло становится каменистым, течение усиливается.
Ниже древнего Галича долина Днестра сужается до ~ 200 м. От
с. Нижнев начинается Днестровский яр; высокие скалистые берега
Днестра здесь поросли лиственными лесами и кустарником, из-под
скал вытекают многочисленные родники.
Путешествие можно закончить на правом берегу Днестра в Кострижев-ке;
здесь до вокзала менее 1 км. Почти напротив Кострижевки, за
поворотом реки, расположен курортный поселок Залещики; здесь
до железнодорожной станции около 2 км, но уехать в Черновцы
можно и от автодорожного моста.
Збруч - Днестр (205 км).
Подволочиск - Сатинов (48 км) - Гусятин (28
км) - Скала-Подольская (47 км) - Днестр (72 км) - Хотин (10
км). Апрель, 7,5 балла.
В отличие от Днестра его притоки почти неизвестны широкому
кругу туристов-водников, хотя некоторые из них довольно интересны;
среди них на первое место следует поставить, по-видимому,
Збруч (Смотрич, протекающий через город-заповедник Каменец-Подольский,
после завершения строительства Новоднестровской ГЭС на протяжении
нескольких десятков километров превратился в залив водохранилища,
что сильно повредило ему как байдарочной реке).
Збруч в течение нескольких веков служил границей Турции и
Польши, а с конца XVIII века - Австрии и России. На берегах
реки и сейчас сохранились развалины старых крепостей, памятники
католической, мусульманской, православной и иудейской культур.
Путешествие по Збручу начинается в Подволочиске, стоящем на
железной дороге Жмеринка - Тернополь; здесь от вокзала до
реки около 2,5 км.
В начале маршрута Збруч не представляет особого интереса:
речка шириной 12-15 м медленно несет свои мутные воды в невысоких
травянистых или укрытых ивняком берегах; кроме того, на первых
километрах может ощущаться недостаток воды. Однако, приняв
вскоре крупные притоки (сначала справа, а затем слева) Збруч
становится довольно полноводным. Через 12-15 км после начала
пути его долина сужается, течение возрастает, появляются каменистые
перекаты, а берега одеваются лиственными лесами. Вскоре придется
преодолеть первую плотину (на Збруче их около десятка - действующих
или полуразрушенных). Из-за довольно значительного уклона
Збру-ча подпор его плотин распространяется вверх по течению
не больше, чем на несколько километров. Нужно, однако, учитывать
особенность режима работы малых ГЭС на Збруче: ночью через
них вода обычно не сбрасывается, поэтому становиться на ночлег
перед плотиной на низком берегу не следует, а в случае остановки
непосредственно за плотиной утром на несколько часов можно
остаться без воды. Кроме плотин, в русле нередки отдельные
крупные камни и каменистые перекаты.
Лесистые участки долины среднего Збруча перемежаются открытыми
(в частности, около Гусятина). В районе Скалы-Подольской река
входит в каньонообразную долину с высокими скалистыми склонами
(открытыми или поросшими редким лесом), сопровождающими реку
вплоть до Днестра.
Примерно за 10 км до впадения Збруча в Днестр становится заметным
подпор Новоднестровской ГЭС; течение ослабевает, а ширина
реки увеличивается до 200-300 м.
Ширина подпертого плотиной Днестра в районе впадения Збруча
- более 300 м, однако берега его высоки и живописны. Путешествие
заканчивается у стен Хотинской крепости. Осмотрев ее, следует
подняться в город, к автостанции (около 1 км), откуда можно
уехать в Черновцы или в Каменец-Подольский; как тот, так и
другой город будут достойным венцом путешествия.
Особенно хорошо пройти по Збручу в период цветения садов,
который обычно приходится на вторую половину апреля. Учитывая
маловодность реки и каменистость русла, лучше идти на надувных
байдарках типа "Ласточка".
Серет (150 км).
Мышковичи - устье Мал. Серета (32 км) - Чортков
(49км) -Касперовцы (69 км). Апрель, 7,0 баллов.
Серет очень похож на только что описанный Збруч; он не так
богат, как Збруч, памятниками старины,но, по-видимому, несколько
полноводнее его. На южной окраине Тернополя, в котором начинается
путешествие, Серет перегорожен плотиной и образует довольно
большое водохранилище, а на первых километрах за водохранилищем
маловоден и изобилует препятствиями. Поэтому лучше миновать
участок реки в окрестностях города, доехав пригородным поездом
до ст. Березовица или, с привокзальной же площади, автотранспортом
до моста через реку в пос. Мышковичи (около 15 км). У Мышковичей
Серет, ширина которого составляет здесь 12-15 м, быстро течет
по каменистому руслу в невысоких берегах, покрытых пойменным
кустарником"; на этом участке нужно быть внимательным,
чтобы не угодить в завал или под нависающие ветви ивняка.
Долина реки неширокая, склоны ее часто покрыты лиственными
лесами; такой характер река сохраняет до слияния с Мал. Серетом.
В Микулин-цах и Струсове придется обнести разрушенные плотины.
Далее река становится более полноводной и петляет, разливаясь
спокойными плесами, в широкой густонаселенной долине. В районе
Звиняча долина сужается и становится более глубокой. От Чоргкова
- красивого старинного городка - река особенно живописна.Скалистые
берега поднимаются над водой на 100 и более метров, но прибрежных
рощ становится меньше. Здесь придется преодолеть еще несколько
плотин, а у последней, в Касперовцах (самой высокой - она
образует водохранилище длиной около 10 км), лучше закончить
путешествие. Здесь, на правом берегу, до остановки автобуса
на Залещики около 1,5 км.
В Залещиках проходят поезда на Черновцы, Ивано-Франковск,
Терно-поль и Казатин. Непоседам можно порекомендовать сесть
в вечерний поезд на Казатин а утром выйти в старинном Изяславе,
где можно продолжить путешествие сплавом по Горыни.
|
Волжско-Окское
междуречье и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша,
Нерль Волжская,
Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма,
Воря, Нерль
Клязьминская, Киржач,
Поля, Теза,
Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша,
Упа, Жиздра,
Рессета, Серена,
Угра,
Протва, Москва,
Истра, Пра.
Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить,
Ухра, Нея,
Мера,
Межа, Кержец,
Ветлуга,
Уста, Пижма,
Кокшага,
Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга,
Волошка, Кубена.
Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга,
Селижановка,
Тверца,
Тьма, Медведица
Волжская, Волчина,
Молога,
Кобожа,
Песь, Чагода,
Ножема,
Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья,
Шлина, Цна
Валдайская, Пчевжа,
Полометь, Пола,
Мста, Березайка,
Валдайка, Шегринка,
Мда, Холова,
Шелонь, Ловать,
Еменка, Кунья,
Шокша, Капша, Паша.
Карелия:
Карельский
перешеек, Энгоозеро-Воньга,
Кереть-Кузема,
Охта.
Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная
Двина, Велеса,
Торопа, Жижица,
Эсса, Ула,
Лепельские озера-Туровлянка,
Упда, Дрисса,
Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж,
Луга, Плюсса,
Великая,
Синяя, Исса, Гауя,
Абава, Вента,
Вилия, Мяркис,
Шальчя, Ула, Щара,
Неман.
Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна,
Снопоть, Болва,
Нерусса, Свала,
Сейм, Бобр,
Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай,
Сула, Псел,
Ворскла,
Самара.
Правоборежная Украина: Случь,
Тетерев, Ингулец,
южный Буг, Днестр,
Збруч, Серет.
Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура,
Барыш, Терешка,
Сызранка, Пьяна,
Теша, Сережа,
Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол,
Быстрая Сосна-Дон,
Усмань-Воронеж,
Битюг,
Ворона, Хопер,
Медведица Донская,
Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан,
Б.Кинель, Самара,
Дема, Урал,
Волго-Ахтубинская
пойма, дельта
Волги.
Урал.
Западный склон:
Белая,
Сим, Уфа,
Ай, Юрюзань,
Чусовая, Койва,
Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть,
Пышма,
Реж, Ница,
Собь, Обь.
Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек,
Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори,
Кура.
|