Либья - Шлина (155 км).
Оз.Велье - исток Либьи (12 км) - Яблонька
(31 км) - устье Граничной (47 км) - ст. Шлина (8 км) - пос.Красномай-ский
(57 км). Май, 8,0 баллов.
Интересное путешествие можно совершить в самом сердце Валдайской
возвышенности - по озерам Велье и Шлино, рекам Либья и Шлина.
От автостанции г.Валдай (1 км от вокзала, связанного прямым
сообщением с Москвой и Петербургом) автобус довезет до с.Б.Уклейно
(около 40 км), расположенного на берегу большого и живописного
оз.Велье. Лежащее в высоких, лесистых берегах, оз.Велье имело
сток через р.Явонь в бассейн р.Пола. Сейчас исток Явони (в
юго-западной оконечности озера) закрыт глухой плотиной, уровень
озера поднят на несколько метров, и води Велье через канал,
Либью и Шлину поступают в Вышневолоцкую водную систему.
Отчалив от берега и обогнув слева длинный лесистый мыс, путешественники
выйдут на основной плес озера, а затем, придерживаясь левого
по ходу берега, повернут в живописный залив с островами, из
которого заброшенный канал ХУЛ в. ведет к Либье. Через 2 км
после выхода из оз.Велье придется обнести полуразрушенную
плотину. Канал узок (ширина около 8 м), засорен корягами,
остатками дубовых свай и упавшими деревьями; здесь нужно идти
осторожно. Длина трудного участка не превышает 3 км.
Дальнейший путь проходит по Либье - быстрой, извилистой и
узкой (10-12 м) речке, текущей в песчаных берегах среди преимущественно
сосновых лесов. Озеро Шлино похоже на Велье, а исток р.Шлины
находится примерно напротив устья Либьи, на противоположном
берегу озера.
Шлина заметно полноводнее Либьи; вода в ней прозрачная, дно
песча-но-каменистое, по берегам леса. После плотины в истоке
(обнос) на протяжении около 10 км в русле валуны, шиверы и
несложные пороги, течение быстрое. Затем река успокаивается
и, пройдя через зарастающее озеро, начинает петлять в плоской
долине среди сосновых лесов, образуя песчаные откосы и намывая
на излучинах пляжи. Здесь много удобных мест для отдыха. После
впадения Граничной (которая тоже пригодна для весенних путешествий)
река расширяется до 30-40 м и подходит к ст.Шлина . (станция
на левом берегу, в 1 км от железнодорожного моста). В районе
пристанционного поселка Шлина засорена остатками лесопереработки,
течение быстрое, в русле валуны. Здесь можно закончить путешествие,
потому что самый живописный участок маршрута остался позади.
Дальше река продолжает петлять среди лугов и сосновых лесов,
почти не утрачивая привлекательности, однако населенность
берегов увеличивается. Перед пос.Красномайский река постепенно
расширяется, а течение ослабевает - начинает сказываться подпор
Вышневолоцкого водохранилища. Путешествие можно закончить
у автодорожного моста в Красномай-ском (остановка автобусов
на В.Волочек вблизи воды на правом берегу), либо продолжить
путь до Вышнего Волочка по водохранилищу и каналам ниже плотины
(еще 17 км).
Лучшее время для путешествий по верхней половине описанного-маршрута
- пора цветения черемухи и еще не ушедшей вешней воды; с середины
лета, кроме маловодья, препятствием на Либье и Шлине могут
стать водоросли.
Цна Валдайская (148 км).
Могилевка - Покровское (80 км) - Перерва
(S3 км) - Вышний Волочек (15 км). Май, 7,0 баллов.
Плавание начинается от с.Мбгилевка, стоящего на шоссе Осташков
-Торжок, куда удобно приехать автобусом из Осташкова (50 км,
автостанция рядом с вокзалом). У Могилевки, где шоссе подходит
к берегу реки, ширина Цны не превышает 10-12 м, вода прозрачная,
дно песчано-галечное, берега невысокие, луговые или покрытые
смешанным лесом. Иногда реку перегораживают упавшие деревья.
После впадения Сойки Цна становится полноводнее, берега повышаются,
течение ускоряется, в русле появляются перекаты. После Дубровки
берега одеваются сплошными лесами; особенно живописны они
на полноводном плесе перед Покровским.
У Покровского долина реки расширяется, берега открытые и населенные.
Здесь слева к реке подходит шоссе Фирово - В.Волочек, которое
сопровождает реку до Жилотково, на протяжении около 40 км.
В Покровском можно закончить путешествие, уехав автобусом
на ст.Фирово железной дороги Бологое - Великие Луки (12 км)
или в В.Волочек (50 км).
Ниже Покровского Цна доступна для байдарочных путешествий
в течение всего лета. Населенность долины здесь больше, леса
в основном на правом берегу. Ниже Жилотково берега понижаются,
течение замедляется, река расширяется до 60-80 м и у Перервы
превращается в залив Вышневолоцкого водохранилища. Здесь для
того, чтобы закончить путешествие, придется пересечь водохранилище
(в направлении В-С-В) и обнести плотину.
Пчевжа - Тигода (140 км).
Водогон - Петровское (25 км) - Будо-гощь
(30 км) - ст. Пчевжа (33 км) - ст. Тигода (52 км). Май - июнь,
7,5 балла.
В половодье плавание можно начать от ст. Водогон железной
дороги Петербург - Сонково - Москва; здесь до речки менее
1 км. Ширина Пчев-жи в начале маршрута 8-10 м, берега высокие,
лесистые, русло глинисто-каменистое, извилистое, вода торфянистого
оттенка, в русле валуны, перекаты и порожки, есть низкие и
наплавные мостки, возможны завалы, течение быстрое. После
впадения Рапли Пчевжа становится более полноводной и спокойной,
долина реки расширяется, появляются сосняки и пляжи, исчезают
каменистые перекаты. Далее, минуя разрушенную плотину, река
протекает в 3 км от ст. Будогощь (электропоезда на Петербург),
у ст. Пчевжа (1 км до платформы) пересекает железную дорогу
и вскоре входит в пологую долину Волхова, ширина реки увеличивается
до 30-40 м, лугов становится больше, в прибрежных лесах начинают
преобладать лиственные породы. Пчевжа замедляет свое течение
и, сделав несколько петель среди лугов и лиственных рощ, впадает
в Волхов.
Тигода, впадающая в Волхов слева километром ниже Пчевжи, в
нижнем течении имеет ширину 70-80 м, на берегах - лиственные
леса. В 4 км от, Волхова через Тигоду проложен железнодорожный
мост; на правом берегу (слева по ходу), в 2 км от воды - станция,
откуда пригородным поездом можно уехать в Волхов или Чудово.
Если пройти вверх по течению еще несколько километров, то
от автодорожного моста можно уехать в Лю-бань, Кириши или
Петербург.
Полометь - Пола (100 км).
Лычково - Костьково (45 км) - ст.Пола
(55 км). Май - август, 8,0 баллов.
Этот сравнительно короткий маршрут на северо-западе Валдайской
возвышенности привлекателен разнообразием ландшафтов и характера
рек, а также удобством подъезда и отъезда. Сплав начинается
от ст.Лычково дороги Бологое - Псков, где до реки у железнодорожного
моста около 1,5 км. Здесь берега Поломети довольно высокие,
луговые, ширина реки 25-30 м, в русле валуны. У села Починок
- проводка или обнос полуразрушенной каменно-набросной плотины.
До д.Шумилово много лесистых участков, встречаются низкосидящие
мостки, острова, каменистые перекаты и порожки, течение довольно
быстрое. После Шумилова река успокаивается, по обоим берегам
смешанный лес. Перед впадением реки в Полу последняя группа
порогов.
Пола после впадения Поломети - довольно полноводная река шириной
40-60 м, вода прозрачная, русло песчано-каменистое, долина
узкая, берега высокие. На первой половине пути от Костьково
до станции Пола нередки перекаты и порожки, которые, благодаря
полноводности реки, преодолеваются легче, чем на Поломети.
Часты песчаные пляжи. Ниже Лозниц, где шоссе Демянск - Старая
Русса отходит от реки, берега пони-жаются, лесов становится
меньше, исчезают перекаты и ослабевает течение - Пола входит
в пределб Приильменской низины и становится доступной для
моторных лодок.
У ст.Пола, расположенной вблизи реки на правом берегу, путешествие
заканчивается. Если запастись обратными железнодорожными билетами
из Старой Руссы, то стоит заехать в этот древний русский город,
богатый, несмотря на разрушения минувшей войны, памятниками
архитектуры и культуры (здесь подолгу жил Ф.М. Достоевский).
Шегринка - Мета (60 км).
Угловка - мост ш.Боровичи - Окуловка (24
км) - Мета (20 км) - Топорок (16 км). Половодье, 7,5 балла.
Путешествие по Шегринке - один из излюбленных весенних маршрутов
выходного дня байдарочников Москвы и Петербурга. Ширина реки
6-15 м, русло изобилует камнями, шиверами, порожками, возможны
завалы, холмистые берега покрыты смешанными лесами. Для 2-3-местных
байдарок с жестким каркасом река проходима только в половодье,
на надувной одноместной байдарке типа "Ласточка"
по Шегринке можно пройти и в пору цветения черемухи. .
Сплав начинается у моста железной дороги Москва - Петербург,
до которого2,5 км по тропинке вдоль путей от ст.Угловка.
Шегринку на описываемом маршруте условно можно разделить на
три участка: Угловка - Белышево (~ 20 км), Белышево - Котово
(~ 15 км) и Котово - Мета (~10 км). На первом участке главное
препятствие - это упавшие деревья, перекаты, отдельные камни
в русле. На участке Белышево - Котово река врезается в твердые
породы той же гряды, что образует известные Боровичские пороги
на Мете. Здесь берега Шегринки более высокие, а шиверы и пороги
следуют один за другим, не давая путешественникам расслабиться.
Опытным, слаженным экипажам этот участок реки доставит большое
удовольствие. После Котова Шегринка превращается в обычную
равнинную речку средней полосы с ольхой и черемухой по берегам
и песчаными пляжами на поворотах.
Мета на участке маршрута - спокойная, широкая (70-80 м) река
с берегами, покрытыми смешанным лесом. Плавание заканчивается
на левом берегу Меты перед железнодорожным мостом, откуда
до ст.Топорок ~1,5 км. Здесь утром и вечером проходят местные
поезда на Окуловку (как и на Неболчи), которыми можно уехать
в Москву, Петербург и Новгород (в Москву с пересадкой в Окуловке).
Шелонь (165 км).
Дедовичи - Порхов (50 км) - Сольцы (75
км) -Шимск (40 км). Май - ввгуст, 7,0 баллов.
Долина Шелони - одна из ближних провинций Господина Великого
Новгорода. Имена Шелони и Ильмень-озера, в которое река впадает,
звучат как былина.
Плавание начинается у ст. Дедовичи железной дороги Петербург
- Витебск (30 км от узловой станции Дно); до воды чуть более
1 км. Здесь и ниже Шелонь течет по равнине, где луга перемежаются
рощами и перелесками. Берега невысокие (2-3 м), обычно поросшие
ивняком и ольшаником. Русло глинистое, в нижнем течении суглинистое
или супесчаное; при пересечении моренных гряд много каменистых
перекатов и порожков, на которых в низкую воду могут потребоваться
проводки. Средняя ширина реки 30-40 м, в низовьях 60-70 м.
В 10 км ниже Дедовичей - плотина, требующая обноса.. При впадении
в Шелонь правого притока Белки расположена старинная усадьба
Холомки, одно из известных в прошлом культурных гнезд - бывшее
имение ректора Петербургского политехнического института проф.
А.Г. Гагарина. После Холомок берега Шелони повышаются и одеваются
сосновыми лесами (сначала правый берег, а затем и левый).
До Порхова предстоит обнос двух плотин (вторая - современная,
в черте города). За 7-10 км до города течение реки ускоряется,
появляются перекаты и валуны в русле. В Порхове река прорезает
каменистую гряду; шиверы следуют одна за другой. В центре
города, на правом берегу развалины старинной крепости; в 2
км от железнодорожного моста на левом берегу - станция Порхов
линии Таллин - Псков - Москва.
После Порхова берега реки вновь понижаются; перекатов и камней
в русле становится меньше, а пляжей - больше. До Шимска, стоящего
при впадении Шелони в Ильмень-озеро на шоссе Новгород - Ст.Русса,
встретятся несколько разрушенных старых плотин типичной конструкции
с мельничным каналом (может потребоваться проводка). Ниже
железнодорожного моста (ст.Сольцы в 2 км от воды на левом
берегу) берега реки низкие луговые с ольхово-осиновыми рощами.
Из Шимска можно уехать автобусом или попутным транспортом
в Новгород или Ст.Руссу. Оба города стоят на железных дорогах
и богаты достопримечательностями. При желании путешествие
можно прервать в Порхове или Сольцах.
Ловать (265 км).
Мост р.Еменка - Ловатъ (15 км)- Великие
Луки (45 км) - Подберезье (90 км) - Холм (70 км) - Перегино
(45 км). Май - август, 7,5 балла.
Ловать в прошлом была одним из звеньев пути "из варяг
в греки". Привлекает эта река и современных путешественников.
Плавание можно начать в Великих Луках (подъехав От вокзала
городским автобусом к берегам Ловати), однако при этом придется
пожертвовать интересным участком реки выше города. Поэтому
рекомендуется плыть от моста шоссе В.Луки -Невель через Еменку,
приток Ловати. У моста - поворот на Опухлики (Голубые озера),
где останавливаются и маршрутные автобусы, следующие на Невель,
Витебск и др. от великолукской автостанции.
В начале пути Еменка узкая (8-10 м), довольно глубокая и быстрая
речка, текущая в невысоких, поросших ольхой берегах. В каменисто-глинистом
русле быстрины, коряги, упавшие деревья. Затем Еменка выходит
на луга, замедляет бег и впадает в неширокое, но довольно
длинное (5 км) озеро Комша, заканчивающееся мостом и короткой
протокой в Ловать. До моста шоссе В.Луки - Невель (по которому
вы проезжали, если начинали путь с Еменки) Ловать имеет ширину
30-40 м и спокойно течет в невысоких, преимущественно луговых
берегах. После моста берега реки повышаются и одеваются смешанным
лесом, появляются перекаты и несложные пороги. Этот участок
реки, длиной около 20 км, очень живописен.
Примерно за 10 км до Великих Лук, высокие, как и раньше, берега
становятся безлесными, а река разбивается на рукава и превращается
в сплошную цепь порожков и шивер, где, возможно, потребуются
проводки. Перед городом и за ним - обнос двух плотин, а далее
довольно скучный более чем 20-километровый участок, на котором
Ловать петляет в низких луговых берегах.
Вблизи впадения Насвы берега Ловати вновь становятся высокими
и лесистыми. На пути до Холма, перед которым в Ловать впадает
крупный правый приток Кунья, придется преодолеть более 20
несложных порогов. Типичные для Ловати пороги - это узкие
поперечные каменистые гряды, которые река обходит слева или
справа, а иногда прорывается в центре. Живописные высокие,
лесистые берега сопровождают реку до Перегино, где кончаются
и пороги. Последние десятки километров пути река медленно
течет от порога до порога спокойными широкими плесами шириной
70-80 м. На лесистых участках реки мест длястоянокдостаточно,
но песчаных пляжей мало.
Ниже Перегино река становится малопривлекательной - течение
медленное, берега невысокие, леса вытесняются лугами. Поэтому
путешествие следует закончить в Перегино или несколько выше,
в Селеево, откуда автотранспортом можно доехать до Поддорья
(на шоссе В.Луки - Ст.Рус-са), а если повезет - то и сразу
до Старой Руссы.
Кунья (155 км).
Таборы - Тарасы (37 км) - Пестряково (29
км) -Галибицы(20 км) - устье Сережи (33 км) - Холм (36 км).
Май, 7,0 баллов.
Кунья - крупный правый приток Ловати - течет по слабозаселенному
западному склону Валдайской возвышенности почти параллельно
Ловати, в которую и впадает перед г.Холм.
Плавание по Кунье можно начать от ст.Таборы дороги Москва
- Рига или десятью километрами ниже, от ст.Великополье дороги
Бологое - Великие Луки. От ст.Таборы вдоль путей до моста
около 2 км, от ст.Великополье - около 1 км.
Первые 30-35 км пути Кунья течет в невысоких луговых берегах;
лишь кое-где на них растут кусты ивы и ольха. Ширина реки
10-15 м, препятствий нет, но нет и удобных мест для стоянки.
Нужно постараться за день этот скучный участок реки пройти,
чтобы остановиться на ночлег в районе Усвяты, где Кунья входит
в высокие, лесистые берега. В таких берегах Кунья течет вплоть
до Ловати, принимая правые притоки с западного склона Валдая
и достигая в устье ширины 40-50 м. Здесь довольно много каменистых
перекатов и несложных порожков (в этом отношении Кунья проще
Ловати), как и удобных мест для стоянок, но пляжи появляются
только в нижнем течении.
Путешествие удобно закончить в Холме, откупа ходят автобусы
на В.Луки, Ст.Руссу и Новгород. Автостанция - на правом берегу,
а в 1 км на левом берегу - шоссе В.Луки - Ст.Русса, где есть
и автобусная остановка.
Лучшее время для путешествий по Кунье - пора цветения черемухи;
летом из-за маловодья река может оказаться недоступной для
плавания. В целом следует отметить, что Кунья похожа на Ловать,
протекающую несколькими десятками километров западнее.
Березайка - Мета (330 км).
Сг.Нарачино - ст.Березайка (20 км) -Рютино
(22 км) - Мета (45 км) - Опеченский Посад (46 км) - Боровичи
(30 км) - Топорок (53 км) - Любытино (44 км) - Мстинский Мост
(70 км). Май - июнь, категория сложности II, 8,0 баллов.
По-видимому, наиболее популярным водным бассейном среди байдарочников
центра страны, Москвы и Петербурга являются Мета и ее притоки
- Березайка, Валдайка, Уверь, Шегринка, Мда и Холова. Многочисленных
путешественников и отдыхающих привлекают эти быстрые, порожистые
лесные реки, практически недоступные для моторных судов.
Путешествие по Мете можно начать на ее притоках Цне (1,5 км
от ст.Вышний Волочек), Березайке (0,5 км от ст.Березайка железной
дороги Бологое - Петербург, 2 км от ст.Нарачино дороги Бологое
- Дно), Валдай-ке (г.Валдай, ст.Лыкошино дороги Бологое -
Петербург), Кемке (приток Березайки, ст.Кафтино железной дороги
Бологое - Сонково), наконец, непосредственно на Мете (ст.Мста
дороги Бологое - Сонково). Кроме того, железная дорога подходит
ко Мете или пересекает ее у Боровичей, Топорка, Любытина,
Мстинского Моста, что позволяет планировать путешествия на
любой вкус и разной продолжительности.
Здесь рекомендуется маршрут по Березайке и Мете, как основной;
отдельно дано описание Валдайки. От В.Волочка до ст.Мста 42
км, а до Березовского Рядка, где впадает Березайка, - 71 км.
До ст.Нарачино можно доехать без пересадки из Москвы прицепными
старорусскими вагонами боровичского поезда. Березайка у Нарачино
-быстрая, чистая речка шириной 15-20м, в русле - отдельные
валуны и водоросли, берега невысокие, луговые, за лугами сосновый
лес, который иногда подходит к воде.
За 5-7 км до ст.Березайка лес от берегов отходит, а их населенность
увеличивается. Далее, до оз.Пирос, Березайка петляет в низких
луговых берегах, лишь в одном месте она подходит (правым берегом)
к сосновой роще. К выходу из озера (плотина) нужно идти на
северо-запад, правее виднеющегося на левом берегу cела Рютина.
Ниже плотины (обнос справа) Березайка вновь становится привлекательной
и быстро бежит по перекатам в высоких лесистых берегах; особенно
хороша она на ненаселенном участке от Кемки до Меты. Перед
впадением во Мету у Березовского Рядка Березайка, уже довольнр
по'лно-водная река шириной 25-30 м, преодолевает каменистую
гряду, образуя порожки и шиверу. Мета, по полноводности ненамного
превосходящая Березайку, после слияния с ней успокаивается
и расширяется до 50-60 м. На участке до впадения Увери река
спокойна, невысокие берега поросли лугами или перелесками;
ниже Мета покидает ледниковую долину и на пути до Боровичей
пропиливает русло в коренных известняковых породах. Берега
здесь становятся выше и круче, течение возрастает, и у Жадино
(опознаваемого по трубе льнозавода на правом берегу)в русле
появляются первые заслуживающие упоминания пороги. Однако
основные пороги Меты сосредоточены несколько ниже, на 31-километровом
участке Опеченский Посад - Боровичи, где общее падение реки
составляет почти 70 м. Поэтому байдарочникам, не имеющим опыта
прохождения порогов, здесь лучше закончить путешествие (тем
более, что на правом берегу вблизи воды есть автобусная остановка).
Пороги между Опеченским Посадом и Боровичами (основные из
них -Малый и Большой, Лестница и Егла) представляют собой
ряд поперечных плит и их осколков, через которые прорывается
река. При высокой воде главную опасность представляют валы
основной струи, при низкой -подводные камни, требующие постоянного
внимания и своевременного маневра.
Перед Боровичами берега реки безлесны и поднимаются над водой
на 50-70 м. Вокзал расположен на левом берегу, в 0,5 км от
пешеходного подвесного моста (1 км ниже автодорожного).
После Боровичей Мета выходит на равнину и вновь успокаивается.
Ширина реки увеличивается до ~100 м, берега невысокие, лесов
мало, у воды - каемка ивняка. Постепенно берега повышаются,
одеваются лесом, и на участке Топорок - Б.Светицы Мета преодолевает
еще несколько порогов, которые, однако, не так сложны, как
Опеченско - Боровичские.
Далее, от Любытина до Мстинского Моста, участок реки в общих
чертах повторяет предыдущий (от Боровичей) - после Любытинской
котловины, гда Мета медленно течет в низких безлесных берегах,
долина вновь сужается, берега повышаются и одеваются лесом.
У Мстинского Моста, где целесообразно закончить путешествие,
река опять быстро течет в берегах высотой до 60-80 м. Станция
расположена справа по ходу, у моста, в 200 м от воды.
В межень пороги Меты становятся менее интересными; кроме того,
ее глинисто-каменистые берега бедны пляжами. Поэтому в июле
- августе Мета не так привлекательна.
Валдайка (46 км).
Г.Валдай - исток Валдайки (11 км) - Лыкошино
(35 км). Половодье, 7,5 балла.
Рекомендуемый участок Валдайки может служить хорошим весенним
маршрутом выходного дня, но можно здесь начать и путешествие
по Мете (см. предыдущий маршрут).
Плавание по Валдайке начинают с Валдайского озера,на берегу
которого живописно расположился одноименный старинный город,
связанный железной и автомобильной дорогами с Москвой, Петербургом,
Тверью, Новгородом и Псковом. От вокзала до берега озера 1,5
км, от автостанции 0,3 км.
Обогнув остров со строениями бывшего Иверского монастыря,
нужно идти к противоположному берегу озера, где находится
исток Валдайки, в межень обычно закрытый бейшлотом. За бейшлотом
узкая (6-10 м) речка бежит по каменистому руслу среди смешанного
леса. Здесь много мелководных перекатов и упавших в воду деревьев,
что, вероятно, потребует проводок и обносов.
Перед впадением Чернушки лес расступается, и Валдайка, успокоившись,
медленно течет в заболоченных берегах. Постепенно река расширяется
и превращается в узкое озеро ("Затоп") длиной около
5 км, заканчивающееся полуразрушенной плотиной. За плотиной
берега реки повышаются, течение ускоряется, в русле появляются
валуны, шиверы и каменистые перекаты. Здесь в половодье река
требует внимания и определенного искусства в управлении байдаркой.
За дер.Порожки лесов становится меньше, Валдайка выходит в
широкую долину, но скорость течения продолжает оставаться
достаточно высокой. Перед железнодорожным мостом у ст.Лыкошино
на правом берегу путешествие выходного дня можно закончить.
Продолжая плавание, через 20 км путешественники подойдут к
Рютинской плотине на оз.Пирос (см. описание Березайки и Меты).
Боровичская кругосветка (178 км).
Кончанское - Устрека (45 км) -Меглецы
(37 км) - Перелучи (38 км) - Боровичи (58 км). Май - июнь,
категория сложностиII (с мстинскими порогами), 8,0 баллов.
Боровичская кругосветка по своей популярности не уступает
маршруту Березайка - Мета, также включающему Опеченско-Боровичские
пороги. Озерный участок маршрута переходит в относительно
спокойный речной, а завершается преодолением порогов, которые
для опытных туристов интересны, а для неопытных - опасны.
С боровичской автостанции (куда ходят городские автобусы от
вокзала) по шоссе на Хвойную нужно ехать до с.Кончанского
- родового поместья А.В. Суворова. Кончанское расположено
у живописного озера Шере-годро, на берегу которого можно собирать
байдарки (участок от оз.Пелено до Шерегодро слишком трудоемок
для того, чтобы его можно было рекомендовать) . Из оз.Шерегодро
вытекает короткая речка Узмень (через исток переброшен мост),
которая впадает в небольшое, с заболоченными берегами, оз.Ситное.
По имени озера вытекающая из него речка называется Ситни-цей,
которая после оз.Ямного принимает название Ямницы. Ямница,
как и Ситница, течет в высоких, лесистых берегах. Живописное
оз.Ямное, с изрезанной береговой линией и островами, и вытекающая
из него р.Ямюща во второй половине засушливого лета почти
полностью пересыхают (ее воды текут карстовыми понорами до
слияния с Удиной).
В районе впадения Ямницы в Удину берега невысокие, луговые,
течение слабое, в русле топляки и коряги. Однако перед с.Удино
берега реки повышаются, лес вновь подступает к воде, а в русле
появляются валуны и каменистые перекаты. У с.Удино и Яковищи
- разрушенные плотины. С приближением к оз.Коробожа берега
вновь понижаются, леса вытесняются заболоченными лугами. Длинное
(9 км), узкое озеро Коробожа, лежащее в холмистых берегах,
большая часть которых одета сосновыми лесами, а с воды закрыта
зарослями тростника, придется проплыть из конца в конец. Мост
у с.Устрека, где из озера вытекает Уверь, виден издалека.
В Увери воды значительно больше, и ширина реки достигает 20-25
м. Через 5 км после истока из озера на реке разрушенная плотина,
которую лучше обнести. Далее долина реки становится шире,
на берегах луга перемежаются сосновыми рощами и смешанными
лесами, появляются пляжи. Из Мошенского можно уехать автобусом
в Боровичи; то же можно сделать в Меглецах, где реку пересекает
шоссе Боровичи - Пестово. После впадения Радоли течение реки
замедляется, перекатов нет, берега невысокие, преимущественно
луговые. Преодоление бездействующего бейшлота (между Болоньей
и Перелучами) не представляет труда. Дальнейшее плавание по
Мете до Боровичей описано в маршруте Березайка - Мета.
Мда - Мста (100 км).
Неболчи - Кременичи (25 км) - Б.Заборовье
(25 км) - Мета (10 км) - Мстинский Moct (40 км). Половодье,
7,5 балла.
У Неболчи, станции железной дороги Петербург - Сонково - Москва,
Мда течет в каньонообразной долине с лесистыми склонами. Ширина
реки 10-15 м, в русле валуны, перекаты и порожки. Постепенно
долина реки, несколько расширяясь, приобретает корытообразную
форму.
В районе с.Кремено и Б.Заборовья - разрушенные каменно-набросные
плотины и несложные пороги. Перед Марконицами невысокие берега
Мды обрамлены каймой ивняка и ольшаника.
Мста на участке от устья Мды до Мстинского Моста
в половодье имеет ширину более 100 м, течет в высоких, лесистых
берега быстро и ровно, так что доплыть до железной дороги
можно за 4-5-часов.
Холова - Мета (100 км).
Крестцы - Мета (60 км) - Прилуки (40 км).
Май - август, 6,5 балла.
До станции Крестцы, где начинается плавание, ходят местные
поезда от Бологого (через Валдай). До моста через реку можно
доехать и автобусом из Валдая или Новгорода,
У Крестцов Холова течет в узкой долине, заросшей смешанным
лесом. Ширина реки 10-12 м, русло глинисто-каменистое, встречаются
медковод-ные перекаты. На участке до Амосове несколько разрушенных
плотин, несложных шивер и порожков. Далее характер реки меняется:
она выходит на равнину и начинает петлять в песчаном русле
среди лугов и сосновыЯГрощ. Ширина Холовы перед ее впадением
во Мету - 25-30 м.
Мета в низовьях - спокойная равнинная река шириной 120-150
м. Высота берегов 4-6м, за полосой прибрежного луга, стоит,
как правило, смешанный лес. Пассажирское сообщение по Мете
здесь в последние годы прекращено, так что нужно рассчитывать
на автобус или попутную машину. Уехать автобусом до Новгорода
можно из Частовы, но надежнее полагаться на это в Прилуках.
Шокша - Оять (120 км), Капша (62 км), Паша (70 км).
Мост через Шокшу - Оять (40 км) - Надпорожье
(40 км) - Алеховщина (40 км) -переезд до Пирозера (23 км)
- Куневичи (40 км) - Ганьково (22 км) -переезд до Андронникова
(43 км) - Шугозеро (25 км) - устье Явосьмы (20 км) - Усть-Капша
(25 км). Май т- август, категория сложности II, 8,0 баллов.
Интересное путешествие можно совершить на востоке Петербургской
области, в Олонецком крае. Правда, рекомендовать его можно
лишь заядлым путешественникам, желающим за одну поездку увидеть
и испытать побольше. Лучше всего этот маршрут пройти вдвоем-втроем
на одноместных надувных байдарках типа "Ласточка",
позволяющих путешественнику весь свой груз, за исключением
весла, компактно уложить в один рюкзак (поскольку предстоят
переезды на автобусе или попутном транспорте). Впрочем, при
желании из описываемого маршрута можно выбрать одну реку и
совершить путешествие по ней. Однако, по мнению автора, такое
путешествие будет значительно беднее впечатлениями.
Реки, о которых здесь идет речь, стекают с западного склона
Тихвинской гряды и принадлежат бассейну Ладожского озера.
Это наиболее слабо заселенная часть Петербургской области,
холмистый край обширных смешанных лесов с преобладанием ели
и сосны. Здешние реки текут преимущественно в глинистых грунтах,
местами преодолевая каменистые гряды, где они образуют перекаты
и пороги. По Ояти, Капше и Паше до последнего времени в ограниченных
масштабах проводится лесосплав; он может стать помехой при
путешествии в мае. Берега рек у воды, как правило, травянистые,
малоудобные для выхода из лодки; далее идет прибрежная полоса
лиственных деревьев (ива, ольха, осина, береза), а верхнюю
часть склонов долины занимает хвойных лес. Путешествие начинается
от ст.Лодейное Поле (автостанция рядом с вокзалом); отсюда
до воды 90 км с возможной пересадкой у Винницкого поворота
Вытегорского шоссе (за Гоморовичами). Этот путь лучше совершить
в будний день, когда на автостанции меньше пассажиров, а на
дорогах больше машин.
В начале маршрута Шокша, ширина которой 5-6 м, петляет в низких
луговых берегах по лесистой долине. На первых 4-5 км нередки
обносы завалов и проводки на перекатах; далее начинается озерный
участок (длиной около 20 км). На выходе из Шокшозера ширина
реки составляет уже 12-15 м, глубина 1,5-2 м. Шокша медленно
течет в луговой пойме, окаймленной смешанным лесом, который
иногда подходит к воде. Препятствий в русле нет. Такой характер
река сохраняет до моста шоссе Винницы - Яросла-вичи. Здесь
на пути к Ояти Шокша преодолевает каменистую гряду; берега
реки повышаются, шиверы и пороги следуют одна за другим.
Оять в месте впадения Шокши и ниже имеет ширину 25-30 м и,
перемежая плесы несложными порогами, течет в живописной, узкой
и глубокой долине, склоны которой покрыты хвойным лесом. На
участке от Норгино до Надпорожья - несколько более сложных
порогов; из них наиболее интересен второй надпорожский, после
ряжевой стенки, на повороте реки влево, который требует предвательного
просмотра.
После впадения Шапши и Ашины ширина реки увеличивается до
50-60 м, расширяется и долина реки. Течение становится спокойнее,
на излучинах появляются пляжи (однако они обычно засорены
остатками лесосплава). Спуск по Ояти становится менее интересным,
и его целесообразно закончить в крупном селе Алеховщина, связанном
автобусным сообщением с Лодей-ным Полем (40 км); на левом
берегу недалеко от моста - автостанция. Здесь, сев на автобус,
следующий из Лодейного Поля в Тихвин (примерно в 10.30 и 15.30),
через полчаса вы окажетесь у Капши. От остановки "Пиро-зеро"
до берега реки у моста около 200 м. Ширина Капши здесь 12-15
м, вода темная, берег а'поросли ольшаником и ивняком, препятствий
нет. Через несколько километров река принимает крупный приток
Сару, расширяется до 15-20 м, и начинается порожистый участок.
Пороги на Капше обычно представляют собой неширокую поперечную
гряду валунов, беспорядочно лежащих в русле реки с неотчетливо
выраженной основной струей. Берега реки лесистые, довольно
высокие. Наиболее серьезен на Капше Кривой порог (2 км ниже
моста шоссе Лодейное Поле - Тихвин), на котором река делает
два поворота, струя трижды переходит от одного берега к другому,
а уровень реки на протяжении 200 м падает на ~4 м. Здесь также
обязателен предварительный просмотр. На этом участке реки
несколько лесобирж, местами лес у берегов вырублен.
После Ереминой Горы берега понижаются; до Ганьково, где целесообразно
закончить сплав по Капше, встретятся еще несколько несложных
порож-. ков. Выходить следует перед поворотом реки направо,
где за деревьями левого берега выступает многоэтажное здание;
здесь от реки до автобусной остановки не более 100 м. Отсюда
до Шугозера, крупного поселка, расположившегося на высоких
холмах между одноименным озером и рекой Пашой, 30 км по оживленному
асфальтированному шоссе. Из Шугозера можно продолжить сплав,
но лучше подняться повыше, подъехав местным автобусом или
попутным автотранспортом до Андронниково (еще 15 км по пашозерскому
шоссе). Ехать дальше, до Пашозера, вряд ли целесообразно:
долина реки здесь плоская, довольно населенная, занята сельскохозяйственными
угодьями, река маловодна и засорена остатками половодья и
лесосплава.
У моста, где можно начать плавание, Паша - узкая (6-8 м),
но глубокая речка с водой, цвет которой выдает ее болотно-торфяное
происхождение. Русло глинистое, берега невысокие, препятствий
нет. Паша петляет в луговой пойме и, приняв несколько крупных
ручьев, через 15 км входит в леса. Отсюда красивые высокие
берега, покрытые смешанным лесом с преобладанием ели и березы,
отступающим от реки лишь у редких, сел, сопровождают Пашу
на протяжении многих десятков километров. Уже привычные путешественникам
перекаты и пороги не представляют особых трудностей; следует
отметить лишь трехкилометровый порожистый участок, начинающийся
за 5 км до впадения Явосьмы, и примерно такой же участок в
10 км ниже.
После впадения Явосьмы ширина реки увеличивается до 30-40
м, плесы становятся более длинными. Наконец, показывается
железобетонный мост шоссе на Тихвин; сразу же за мостом, при
впадении старой знакомой Капши, удобно закончить плавание.
Отсюда 0,5 км до остановки автобуса в с.Нов.Усть-Капша и 45
мин езды до Тихвина.
Тихвин - старинный город, живописно раскинувшийся по берегам
р.Тихвинки и образованных ею заводей и прудов. Те, у кого
еще остался порох в пороховницах, могут выйти в центре города
у моста через Тихвинку, по которой можно продолжить плавание
до Сяси, а далее по Сяси и Луненке до станции Черенцово (45
км, от железнодорожного моста через Луненку до станции 1 км).
Однако надо признаться, что это будет наименее интересная'
часть путешествия. Поэтому, осмотрев Тихвин (здания монастыря
с Успенским собором, дом-музей уроженца Тихвина Н.А. Римского-Корсакова),
здесь можно закончить свою одиссею.
|
Волжско-Окское междуречье
и бассейн верхней Оки.
Бассейн Волги: Волгуша,
Нерль Волжская,
Которосль.
Клязьма и ее притоки: Клязьма,
Воря, Нерль
Клязьминская, Киржач,
Поля, Теза,
Лух.
Бассейн верхней Оки: Зуша,
Упа, Жиздра,
Рессета, Серена,
Угра,
Протва, Москва,
Истра, Пра.
Лесное заволжье и Север.
Лесное заволжье:
Сить,
Ухра, Нея,
Мера,
Межа, Кержец,
Ветлуга,
Уста, Пижма,
Кокшага,
Илеть, Вала.
Север:
Ваймуга,
Волошка, Кубена.
Северо-Запад.
Бассейн верхней Волги:
Волга,
Селижановка,
Тверца,
Тьма, Медведица
Волжская, Волчина,
Молога,
Кобожа,
Песь, Чагода,
Ножема,
Суда.
Ильмень-Ладожский бассейн:
Либья, Шлина,
Цна Валдайская,
Пчевжа, Полометь,
Пола, Мста, Березайка,
Валдайка, Шегринка,
Мда, Холова,
Шелонь, Ловать,
Еменка, Кунья,
Шокша, Капша, Паша.
Карелия:
Карельский
перешеек, Энгоозеро-Воньга,
Кереть-Кузема,
Охта.
Запад.
Бассейн Западной Двины:
Западная
Двина, Велеса,
Торопа, Жижица,
Эсса, Ула,
Лепельские озера-Туровлянка,
Упда, Дрисса,
Свольна.
Другие реки Балтийского склона:
Оредеж,
Луга, Плюсса,
Великая,
Синяя, Исса, Гауя,
Абава, Вента,
Вилия, Мяркис,
Шальчя, Ула, Щара,
Неман.
Юго-Запад.
Бассейн Десны и Березины:
Десна,
Снопоть, Болва,
Нерусса, Свала,
Сейм, Бобр,
Березина.
Левобережные притоки Днепра:
Удай,
Сула, Псел,
Ворскла,
Самара.
Правоборежная Украина: Случь,
Тетерев,
Ингулец,
южный Буг, Днестр,
Збруч, Серет.
Юго-Восток.
Волжское правобережье:
Сура,
Барыш, Терешка,
Сызранка, Пьяна,
Теша, Сережа,
Цна Тамбовская.
Бассейн Дона:
Воргол,
Быстрая Сосна-Дон,
Усмань-Воронеж,
Битюг,
Ворона, Хопер,
Медведица Донская,
Северский Донец.
Нижняя Волга и степное Заволжье:
Б.Черемшан,
Б.Кинель, Самара,
Дема, Урал,
Волго-Ахтубинская
пойма, дельта
Волги.
Урал.
Западный склон:
Белая,
Сим, Уфа,
Ай, Юрюзань,
Чусовая, Койва,
Усьва, Сылва
Восточный склон:
Исеть,
Пышма,
Реж, Ница,
Собь, Обь.
Кавказ.
Северный Кавказ:
Терек,
Кубань, Лаба.
Закавказье:
Кодори,
Кура.
|